 |
|
...
Один из самых известных рисунков, копирующих работу Да Винчи, был создан фламандским художником следующего исторического периода Питером Паулем Рубенсом («Битва при Ангиари», 1600). Бушующая атмосфера ожесточенного сражения, переданная Леонардо, совпадала с настроениями эпохи барокко, которой принадлежал Рубенс. Барочное видение приветствовало стихийное начало в искусстве, и экзальтированные по своей сути сцены битв хорошо вписывались в концепцию этого стиля. Иллюстрирующая мифическую батальную сцену «Битва греков с амазонками» (1618), продолжившую серию батальных работ Рубенса, считается одной из наиболее драматических картин и в барочной, и во всей европейской живописи в целом. Художнику удалось наполнить атмосферой боя не только многочисленные фигуры и вмещающий их пейзаж, но и саму живописную поверхность. Испанский современник Рубенса Диего Веласкес, напротив, создал такое полотно в батальном жанре, в котором, минуя накал военных действий, демонстрирует лишь их итог («Сдача Бреды», 1634–1635). Губернатор голландской Бреды, находившейся в осаде девять месяцев, передает ключи от города главнокомандующему испанских войск. В статичной по композиции картине художник акцентирует жест передачи ключа, благодаря ему происходит визуальное соприкосновение двух противоборствующих сторон. Немаловажное значение в общем впечатлении от картины играет изображение частокола поднятых испанских копий. Веласкес обыграл многократно повторяющийся элемент вооружения войска, как своего рода декоративную вставку, занимающую около третьей части произведения, в связи с чем оно даже получило дополнительное название – «Копья». ...
|