Новый арт-проект «Эрте – король Ар-деко» уже открыт!
03 февраля 2025
Доброго дня, друзья!
Итак, на Арт-Портале «Мировая художественная культура» открывается очередной выпуск Артотеки. Он будет посвящен творчеству русского художника, который в России почти неизвестен. А вот во Франции его когда-то считали чуть ли не гением.
Художник моды – одно из самых удивительных направлений в прикладном искусстве. Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Джорджио Армани сегодня известны всему миру. Но они появились позже. Сначала в Париже возник Эрте – светловолосый стройный юноша из Санкт-Петербурга. Когда он заключил свой первый контракт с журналом моды «Harper’s Bazaar», Коко Шанель только начинала карьеру модистки и открыла свой бутик «Chanel Modes» в Париже. А Эрте, которого на самом деле звали Роман Петрович Тыртов, уже работал в Доме моды Поля Пуаре, придумывал образы костюмов для представления «La Musée Cubiste», которое давали в парижском мюзик-холле «Plus Plusa Change». Да кто же такой, этот Эрте?
Роман Петрович Тыртов родился в 1892 году в столице Российской империи, в старинной дворянской семье. Она вела свое начало от татарского хана Тырта, жившего в XVII веке. Несмотря на то, что отец настаивал на продолжении династии военных, Романа увлекала живопись, театр и дизайн одежды. Он с интересом рисовал, в том числе образы платьев для своей матери. Наталья Михайловна показала рисунки Илье Репину. К этому знаменитому художнику часто обращались представители богатых семей, когда понимали, что их дети поглощены рисованием. Но есть ли в этом увлечении признак таланта? Илья Ефимович сказал, что есть и предложил Наталье Михайловне своего бывшего ученика, Дмитрия Лосевского, в качестве художника-педагога для сына. Рома занимался живописью и рисунком, а еще классическими танцами у балерины Марии Петипа́. И уже в юношеском возрасте навсегда переехал в Париж. Там его талант художника по костюмам оказался весьма востребован.
Чтобы, как сказал отец, «не позорить фамилию», Роман Петрович создал себе псевдоним-акроним из двух инициалов: Р(оман) Т(ыртов). И под изящной французской аббревиатурой «Erté» потомок татарского хана создавал костюмы для балерины Анны Павловой, танцовщицы Маты Хари, французской певицы и актрисы Габи Дэзли.
Эрте пытался сотрудничать с антрепризой Сергея Дягилева. Но у того уже имелся такой же яркий и невероятный Леон Бакст, который рисовал костюмы персонажам балетов и оперных спектаклей, показываемых в «Русских Сезонах». Зато Дягилев посоветовал Эрте обратиться к Луису Майеру. Этот еврейский эмигрант из Минска, которого, к слову, на самом деле звали Лазарем Яковлевичем, на тот момент уже основал в Голливуде киностудию «Метро-Голдвин-Майер». Теперь кинопродюсер искал художника по костюмам для одного из своих фильмов и Эрте пришелся ему очень кстати.
Эрте поработал в Голливуде, затем ушел из кино, но все равно продолжал создавать костюмы для американских звезд сцены: Лиллиан Гиш, Ирен Бордони. Они выступали на Бродвее в невероятных платьях Эрте и ни у кого из актрис больше ничего подобного не было.
Всю свою жизнь Эрте прожил во Франции, он занимался не только созданием театральных костюмов, но и выступал в качестве сценографа, оформлял балеты Ролана Пети. Эрте создавал скульптуры из бронзы, из других дорогостоящих сплавов с добавлением стекла и дерева, придумывал ювелирные украшения.
Считая себя независимым художником, Эрте написал серию графических рисунков, которых искусствоведы относят к стилю ар-деко. Сегодня в одном из крупнейших собраний искусств в США - Метрополитен-музее хранится около 170 работ Эрте. А сколько его произведений находится в частных коллекциях – неизвестно. Но все они – шедевры, созданные русским самоучкой, обладавшем врожденным вкусом и талантом.
Итак, на Арт-Портале «Мировая художественная культура» открывается очередной выпуск Артотеки. Он будет посвящен творчеству русского художника, который в России почти неизвестен. А вот во Франции его когда-то считали чуть ли не гением.
Художник моды – одно из самых удивительных направлений в прикладном искусстве. Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Джорджио Армани сегодня известны всему миру. Но они появились позже. Сначала в Париже возник Эрте – светловолосый стройный юноша из Санкт-Петербурга. Когда он заключил свой первый контракт с журналом моды «Harper’s Bazaar», Коко Шанель только начинала карьеру модистки и открыла свой бутик «Chanel Modes» в Париже. А Эрте, которого на самом деле звали Роман Петрович Тыртов, уже работал в Доме моды Поля Пуаре, придумывал образы костюмов для представления «La Musée Cubiste», которое давали в парижском мюзик-холле «Plus Plusa Change». Да кто же такой, этот Эрте?
Роман Петрович Тыртов родился в 1892 году в столице Российской империи, в старинной дворянской семье. Она вела свое начало от татарского хана Тырта, жившего в XVII веке. Несмотря на то, что отец настаивал на продолжении династии военных, Романа увлекала живопись, театр и дизайн одежды. Он с интересом рисовал, в том числе образы платьев для своей матери. Наталья Михайловна показала рисунки Илье Репину. К этому знаменитому художнику часто обращались представители богатых семей, когда понимали, что их дети поглощены рисованием. Но есть ли в этом увлечении признак таланта? Илья Ефимович сказал, что есть и предложил Наталье Михайловне своего бывшего ученика, Дмитрия Лосевского, в качестве художника-педагога для сына. Рома занимался живописью и рисунком, а еще классическими танцами у балерины Марии Петипа́. И уже в юношеском возрасте навсегда переехал в Париж. Там его талант художника по костюмам оказался весьма востребован.
Чтобы, как сказал отец, «не позорить фамилию», Роман Петрович создал себе псевдоним-акроним из двух инициалов: Р(оман) Т(ыртов). И под изящной французской аббревиатурой «Erté» потомок татарского хана создавал костюмы для балерины Анны Павловой, танцовщицы Маты Хари, французской певицы и актрисы Габи Дэзли.
Эрте пытался сотрудничать с антрепризой Сергея Дягилева. Но у того уже имелся такой же яркий и невероятный Леон Бакст, который рисовал костюмы персонажам балетов и оперных спектаклей, показываемых в «Русских Сезонах». Зато Дягилев посоветовал Эрте обратиться к Луису Майеру. Этот еврейский эмигрант из Минска, которого, к слову, на самом деле звали Лазарем Яковлевичем, на тот момент уже основал в Голливуде киностудию «Метро-Голдвин-Майер». Теперь кинопродюсер искал художника по костюмам для одного из своих фильмов и Эрте пришелся ему очень кстати.
Эрте поработал в Голливуде, затем ушел из кино, но все равно продолжал создавать костюмы для американских звезд сцены: Лиллиан Гиш, Ирен Бордони. Они выступали на Бродвее в невероятных платьях Эрте и ни у кого из актрис больше ничего подобного не было.
Всю свою жизнь Эрте прожил во Франции, он занимался не только созданием театральных костюмов, но и выступал в качестве сценографа, оформлял балеты Ролана Пети. Эрте создавал скульптуры из бронзы, из других дорогостоящих сплавов с добавлением стекла и дерева, придумывал ювелирные украшения.
Считая себя независимым художником, Эрте написал серию графических рисунков, которых искусствоведы относят к стилю ар-деко. Сегодня в одном из крупнейших собраний искусств в США - Метрополитен-музее хранится около 170 работ Эрте. А сколько его произведений находится в частных коллекциях – неизвестно. Но все они – шедевры, созданные русским самоучкой, обладавшем врожденным вкусом и талантом.