Новый арт-проект «Константин Сомов. Страницы жизни – правда и домыслы» уже открыт!

01 марта 2024

Здравствуйте, дорогие друзья!

Рассказываем новость! В нашем мультимедийном журнале Арт-портала «Мировая художественная культура» выходит новый выпуск Артотеки.

Мы рады представить вам творчество одного из выдающихся художников России конца XIX - первой четверти XX века – Константина Сомова. Чем может быть интересен этот мастер? Оказывается, современники называли его «влюбленным в XVIII век». На своих картинах Сомов изображал дам и кавалеров как бы из прошлого Италии и Франции. У художника был такой собственный ретроспективный жанр – он любил писать портреты геров в нарядах и интерьерах XVIII века. Но почему у русского мастера возникла такая тема в творчестве?

Дело в том, что Константин Сомов – представитель одного из старинных русских дворянских родов. Его отец, Андрей Сомов, был известным искусствоведом и служил в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Мать будущего художника тоже увлекалась искусством, но прежде всего музыкой, поэтому все ее дети, помимо прочего, умели играть на фортепиано.

Ничего нет удивительного в том, что юного Константина родители отдали учиться в «эдакую» гимназию. Им занимался знаменитый педагог того времени Карл Май, создавший уникальную систему воспитания детей. В этой Петербургской гимназии будущий художник познакомился с такими в дальнейшем выдающимися деятелями искусства, как литератор Дмитрий Философов, пианист и композитор Вальтер Нувель, ну и конечно, Александр Бенуа. Последний был не только представителем крупного дворянского рода французского происхождения, давшего большое число деятелей искусств, но и неутомимым организатором кружков, причем еще со школьной скамьи.

Окончив гимназию Карла Мая, Константин Сомов легко поступил в Академию художеств. Он занимался в классе известных мастеров того времени - художника Василия Верещагина и профессора Павла Чистякова. Но этого юному живописцу показалось мало. Вскоре Константин Сомов перевелся под крыло Ильи Репина, причем учился на отлично. Но и здесь он посчитал, что получает недостаточно знаний. В конце концов Сомов бросил Академию художеств и уехал в Париж, где поступил в частную художественную школу итальянского скульптора Филиппо Коларосси.

Через 2 года Константин Сомов вернулся в Россию, а в Санкт-Петербурге, его школьный приятель Александр Бенуа уже организовал художественное объединение и журнал под названием «Мир искусства».

Под его крылом собирались все русские писатели и художники, чье творчество было связано с новым стилевым направлением – символизмом. Сомов, тяготевший к подобной выразительности, с большим воодушевлением включился в работу. Он участвовал почти во всех художественных выставках «Мира искусства», создал много графики для различных журналов и даже консультировал художников Императорского фарфорового завода.

После Революции 1917 года Константин Андреевич Сомов стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, работал в знаменитой живописной школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году у мастера даже состоялась юбилейная персональная выставка в Москве, в Третьяковской галерее.

Но в 1923 году К. А. Сомов, в качестве представителя «Русской выставки», выехал из Советской России в США и домой уже не вернулся.

В 1925-м он перебрался в Париж, где по мнению многих искусствоведов, больше не создал ни одного значимого произведения. В 1939 году Константин Андреевич Сомов скончался в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Но его картины, созданные в России, до сих пор являются достоянием русского и мирового художественного искусства.


1000

Эскиз занавеса для «Свободного театра» в Москве