Реализм

Стиль в скульптуре
Стиль в живописи
Авторы стиля
Стиль в странах
Стиль в шедеврах

Реализм ― непростое понятие для истории изобразительного искусства. Художники самых разных эпох руководствовались стремлением передать в своем творчестве жизнь человека и человечества ― ту общую реальность, которая объединяет всех живущих в мире людей. Тем не менее, очевидно, что реальность древних римлян отличалась от реальности голландцев, живших в XVII в.: географические, исторические и социально-политические условия неизбежно влияли на восприятие той самой реальности, которая может казаться такой объективной и незыблемой, и приводили мастеров к совершенно различным формальным и стилистическим решениям. В связи с этим, каждое обращение художников к реализму рождало совершенно новую, неповторимую, единственную в своем роде страницу в истории искусства.

 
Жан-Франсуа Милле
Сборщицы хвороста
Вторая треть XIX века
 

На протяжении долгих веков искусство чередовало, а иногда и сочетало реалистические тенденции с направлениями совершенно иного характера ― визионерскими, мистическими, фокусирующими внимание на внутренней жизни человека, на духовности и отвлеченных идеях и идеалах. Направление в европейском изобразительном творчестве, с которым принято теперь отождествлять термин реализм (принимая во внимание, что это далеко не первый и не последний из реализмов в истории искусства), возникло в середине XIX в. в ситуации, когда бок о бок существовали различные художественные тенденции. Официально признанным и одобряемым оставался академизм, вбирающий в себя пережитки неоклассицизма, ― гладкий, холодный в своей нарочитой идеальности и предельно далекий от всего земного. Мятежный романтизм, противопоставивший себя вкусам академии, воспевший возвышенность природы и душу человека со всеми ее гранями, питавший слабость к крайним проявлениям эмоций, будь то любовная страсть или ярость, также оказался не близок к той повседневности, которая составляла жизнь большинства людей. Реализм выразил свой протест и первому, и второму направлению, отдав главную роль в искусстве реальности, подчас совершенно неприглядной, далекой от эстетических идеалов академизма и возвышенности романтизма.

Пьер-Этьен-Теодор Руссо
Вид на Барбизон
Около 1850
Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик эпохи в моей оценке,

быть не только художником, но также и человеком, одним словом, 

создавать живое искусство - такова моя цель.


Гюстав Курбе
 
Гюстав Курбе
Голова молодой девушки
1857
 

Реализм зародился во Франции. На идейном уровне возникновению этого направления в искусстве способствовало развивавшееся с 1830-х гг. философское направление позитивизма. Позитивисты во главе с Огюстом Контом утверждали ценность познания мира опытным путем и объективного знания, отрицая необходимость и важность отвлеченных философских размышлений. Историческим фоном для развития реализма стала революция 1848 г., обострившая демократические настроения в обществе, в том числе и в среде прогрессивных деятелей культуры, желавших выступать от имени народа. Критики отмечали связь современных им художников-реалистов с прославленными мастерами прошлого ― Караваджо, Веласкесом, Рембрандтом. Подобно им, реалисты середины XIX столетия ориентировались в своей работе исключительно на действительность ― не важно, оказывалась ли она прекрасной или безобразной.

Шарль-Франсуа Добиньи
Лодки на Уазе
1865

Ведущий среди сторонников реализма критик Теофиль Торе в своих текстах подчеркивал неизбежность того, что на смену эпигонам античности ― так он называл художников классицизма ― придет реалистическое искусство, полное гуманизма, любви и уважения к человеку, народу и человечеству. Выдвинутый Торе тезис «искусство для человека» можно считать лозунгом реалистического направления. Художники-реалисты видели в искусстве существенную социальную силу, способную принимать активное участие в решении насущных общественных проблем; они верили в прогресс и возможность изменения общественных отношений к лучшему. При этом искусство воспринималось как один из механизмов, способных повлиять на эти изменения.

 
Илларион Михайлович Прянишников
Порожняки
1872
 
Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, 

когда русские художники не захотят более ограничиваться

одним личным своим делом..., что они вдруг бросят 

свои художественные норы и захотят окунуться в 

океан действительной жизни». Всего важнее, подчеркивал он, 

создавать «что-то значительное и важное для ума и чувства людского.

В.В. Стасов
Сильвестро Лега
Народная песня
1867

Сюжеты, наполненные социальной критикой, были нередкими в творчестве реалистов, и, в то же время, эта критика не воспринималась как самоцель или как повод противопоставить свое видение толпе обывателей. Критическое видение общества, отраженное в искусстве, могло, по мнению художников реалистического направления, стать первой ступенью к переосмыслению и решению какой-либо проблемы. Не меньший интерес представляло для реалистов бытописание жизни горожан, и, в особенности, селян: жизнь простого народа и крестьянский труд, показанные без снисходительной сентиментальности, стали одними из ведущих тем в реалистическом искусстве. Художники осознали просветительские возможности своей деятельности, стремились выйти в народ, максимально расширить свою аудиторию и сделать свои работы понятными и доступными для людей из любых социальных слоев. Интересно, что многим в своем формировании искусство реализма обязано такому специфическому виду творчества, как карикатура. Этот вид графики сочетает в себе острый критический посыл, отзывающийся на то или иное злободневное происшествие, и массовость аудитории, поскольку создавались карикатуры, как и теперь, для газет, освещающих социально-политические события. В связи с обилием неоднозначных и выдающихся по своему значению поводов политическая карикатура в предреволюционной Франции была очень широко востребована вплоть до ее запрета в 1835 г.

 
Иван Иванович Шишкин
Корабельная роща
1898
 

Безусловно, у нового реалистического витка в развитии истории искусства были и свои противники. Критики, ратовавшие за сохранение традиционных идеалов в искусстве, называли творчество, которое демонстрировало без прикрас современную им жизнь общества, уродливым, возмутительным, безобразным и вызывающим. Формы, тона и манеру мастеров нового демократического направления противники реализма признавали грубыми и безвкусными. Кроме того, их возмущало нарушение академической иерархии жанров, которой художники-реалисты не придерживались, создавая подчас полотна бытового жанра в таком формате, какой раньше отводился только для исторической живописи. Используя холсты большого размера для иллюстрации повседневной жизни, художники еще раз подчеркивали значимость обыденных явлений, и это не находило поддержки со стороны академической критики. Более того, вместе с реализмом еще больше укрепилось утвержденное романтиками значение пейзажа, который все еще воспринимался академиками как низкий, второстепенный жанр.

Иван Иванович Шишкин
Перед грозой
1884

И все же, несмотря на неприятие академией, развитие реалистической живописи невозможно было остановить: вскоре академизму и романтизму пришлось отступить на второй план перед искусством, которое изображало людей вне зависимости от их социального положения и стремилось содействовать созданию нового пути для развития общества. Запал французских мастеров был живо воспринят в других европейских странах и в США, где одна за другой стали формироваться свои реалистические художественные объединения.

Оксана Киташова

Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра