Постимпрессионизм

Стиль в живописи
Авторы стиля
Стиль в странах
Стиль в шедеврах

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») ― направление в живописи последних десятилетий XIX в., преимущественно французской, объединившее внутри себя художников, пришедших на смену импрессионистам. Сам термин, сформулированный английским критиком Роджером Фраем в 1910 г., определяет постимпрессионистов как мастеров, творчество которых было бы невозможно без существования более раннего импрессионизма, однако, несмотря на общий корень в названии направлений, важно понимать, что искусство постимпрессионизма ставило перед собой совершенно новые задачи и цели.

Точкой отсчета для нового направления в европейской живописи считается 1886 г., когда в Париже состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были показаны, в том числе, и работы будущих постимпрессионистов. Развитие импрессионизма подходило к своему логическому завершению, в то же время появились мастера, многие из которых, будучи учениками художников-импрессионистов, совершенно иначе представляли себе дальнейшее развитие живописи.

 
Винсент Ван Гог
Прогулка в Арле (Воспоминание о саде в Эттене)
1888
 

Импрессионисты были противниками ограничивающих правил академической живописи, и значение их борьбы за возможность свободного художественного изображения реальности в истории искусства сложно переоценить. Однако для постимпрессионистов, в той же степени отвергавших традиционную академическую и реалистическую живопись, работа с передачей тончайших изменений световоздушной среды и незамысловатыми беззаботными сюжетами из городской и сельской повседневности, в которой преуспели их предшественники, также уже казалась недостаточной.

Постимпрессионисты не хотели передавать в живописной форме свое полученное исключительно с помощью чувств сиюминутное «впечатление» от окружающего мира, им стали интересны более глубокие, продолжительные по времени состояния мира, жизни человека и собственного восприятия. Их живопись гораздо более продуманна, часто имеет теоретическую основу, иногда, как, например, в случае с творчеством Жоржа Сёра, даже предельно рациональна. Для художников нового поколения «живопись впечатления» была слишком поверхностной, постимпрессионистов можно назвать философами с кистями в руках, стремившимися познать материальные и духовные основы мира и выразить свое знание или предчувствие этого знания не словами, но цветом и формами на холсте. Творчество постимпрессионистов стало отражением общего для Европы тех лет духовного кризиса, когда старые ориентиры и идеалы были утрачены, а новые еще не обретены, и художники, наряду с другими мыслителями, всячески пытались наметить путь для дальнейшего развития культуры.

Винсент Ван Гог
Пейзаж под Овером после дождя
1890
Писать не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных
 отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике.

Поль Сезанн
 
Поль Сезанн
Карнавал
1888
 

Примечательно, что творчество объединенных под эгидой этого художественного направления мастеров совершенно неоднородно. Самые значительные художники постимпрессионизма ― Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек ― обладали настолько яркой художественной индивидуальностью и самобытным видением мира, что их наследие невозможно рассматривать как нечто единое, каждый из них требует отдельного изучения. Хотя внутри постимпрессионизма выделяются художественные группировки и течения, ― например, пуантилизм, интимизм, клуазонизм, синтетизм, ― единой программы, школы или метода направления не имело.

Общим для всех постимпрессионистов можно назвать стремление к переработке, переосмыслению увиденной в реальности формы таким образом, чтобы она была все еще узнаваема, фигуративна (в изображенном на холсте стуле мы видим стул, в горе – гору, в человеке – человека, а не что-то иное), но переставала быть калькой, зеркальным отражением природы. Художники-постимпрессионисты пропускали все, что хотели изобразить, через свои взгляды на природу, на мир, на искусство, т. е. наделяли интересующий их предмет чертами собственной философии, создавая на холсте своеобразные «идеи вещей». Часто на их работах предметы утрачивали конкретику, художникам этого периода было неинтересно, например, просто писать дерево: изображая его, они стремились выразить свое впечатление от деревьев в целом, передать суть дерева как природной формы. В других случаях привычные объекты могли приобретать черты преувеличения и гротеска. В целом, для постимпрессионистов первостепенным был вопрос не сюжета, а формы, в искусстве их больше волновал не тот или иной предмет или тема, а то, каким образом строится изображение.

Поль Сезанн
Натюрморт с яблоками
1893-1894
Взгляните на огромный мир творения природы, и вы увидите, что в нём существуют законы, следуя
 которым можно воссоздать, стремясь не к внешнему сходству, а к сходству впечатления,
 все человеческие чувства. 

Поль Гоген
 
Поль Гоген
А ты ревнуешь? (Aha oe feii?)
1892
 

Ключевым средством для достижения своих целей постимпрессионисты видели цвет, каждый из них по-своему представлял себе роли разнообразных тонов в живописи, разные художники отдавали предпочтения различным цветовым гаммам, но большинство из них сходились в том, что именно цвет лежит в основе живописи. Унаследовав от импрессионистов многие приемы работы с цветом, например, смешивание оттенков прямо на холсте, использование чистых цветов, постимпрессионисты пошли еще дальше, отказавшись от ограничений своих предшественников. Живопись постимпрессионизма, в отличие от предыдущей эпохи, не исключает черный цвет, часто в ней встречаются и контрастные по отношению к изображению контуры, очерчивающие различные предметы и фигуры, что делает образный строй в некоторой степени декоративным, условным. Постимпрессионисты не боялись столкновения интенсивных контрастных цветовых плоскостей, кроме того, тона в их живописи, так же, как и формы, были исключительно индивидуальными, и подчас совершенно не соответствовали традиционному представлению о том, как должен быть окрашен тот или иной объект. Линии форм, характер мазка или штриха, композиция ― все это впервые полностью подчинялось исключительно мысли художника, его идеям о живописи, его восприятию.

Постимпрессионизм, влияние которого распространилось широко по всей Европе, оказал решающее влияние на развитие изобразительного искусства в XX в., предопределив появление таких направлений, как экспрессионизм, кубизм, символизм. Постимпрессионистское видение искусства стало базой для всего художественного авангарда начала XX в.

Оксана Киташова

Поль Гоген
В кафе. Портрет мадам Жино
1888
Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра