Классицизм

Стиль в архитектуре
Стиль в скульптуре
Стиль в живописи
Авторы стиля
Стиль в странах
Стиль в шедеврах

XVII в. — первый век Нового времени — во многих отношениях стал веком контрастов для жителей Европы. Стремительно усложняющаяся, благодаря развитию науки и великим географическим открытиям, картина мира приводила европейцев к осознанию того, что любая точка зрения относительна, а идеал недостижим. На этом фоне развивалось несколько противоречащих друг другу тенденций в культуре и искусстве. В то время как одни стремились поймать и отразить неуловимую повседневность, другие остро переживали разлад между внутренним и внешним миром человека и привносили в искусство невиданный прежде накал страстей, третьи же — в стремлении упорядочить жизнь и обрести твердую почву под ногами обращались к традиции. Художники первого типа дали пример внестилевого реалистического искусства XVII в., вторые — создали патетичный и волнующий стиль барокко, третьи же заложили основы классицизма.

Классицизм оказался наиболее жизнеспособным из этих течений, угасая и возрождаясь в разных частях Европы на протяжении трех веков, вплоть до начала XX в. (можно говорить и о более поздних влияниях). «Образцовый» (именно так с латыни переводится слово classicus) стиль XVII в. вернулся к европейцам в своей новой ипостаси неоклассицизма во второй половине XVIII в. и просуществовал до первых десятилетий XIX в., переродившись в ампир, а после отозвался архитектурным стилем неогрек, который возник в 1820-е и закончил свое существование на рубеже XIX и XX вв. Учитывая несоответствие временных рамок развития перечисленных стилей на территории разных стран, можно сказать, что существование классицизма было практически непрерывным на протяжении трех веков.

 
Никола Пуссен
Аркадские пастухи
Около 1629-1630
 

Что же было эталоном для «образцового стиля»? Культ традиции, наряду с безоговорочной верой в силу разума и мысли, со стремлением к упорядоченности и гармонии породил новую волну интереса к античности, которая и стала в итоге неоспоримым идеалом для мастеров классицизма. В искусстве Древней Греции видели воплощение прекрасного, гармоничного замысла в аналогичной форме. Учитывая тот факт, что в основе большинства древнегреческих памятников лежал строгий расчет, мастера XVII в. пришли к выводу, что канон – необходимая база для создания любого художественного произведения, будь то картина или здание, и именно четкая система правил поможет художникам, скульпторам и архитекторам выявить обычно скрытые от глаз стройность и логичность мироздания. Тем же целям служило развитие иерархии, разделившей виды и жанры искусств на «высокие» и «низкие» и не допускавшей их смешения. На искусство впервые возлагалась общественно воспитательная функция, и, поскольку считалось, что воспитывать и совершенствовать человека можно лишь идеальным, из искусства

Никола Пуссен
Поклонение золотому тельцу
1633-1634

Логичным следствием этих взглядов, подразумевающих, по сути, существование «правильного» и «неправильного» искусства, стала необходимость в создании централизованной системы образования для всех деятелей изобразительного искусства, которая смогла бы направить художников в верное русло. Так еще в 1582 г. в Италии появилась первая академия художеств — Болонская академия, целью которой был переход от традиционных мастерских художников к системе, основанной на изучении эталонов, считавшихся достойными подражания. Основатели академии — Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи — выступали против маньеристических тенденций в живописи и призывали обращаться к наследию античности, а также к творчеству мастеров Высокого Возрождения, особенно они ценили безмятежно спокойные произведения Рафаэля. Академия давала начинающим художникам возможность наряду с совершенствованием мастерства изучать теоретические основы перспективы, анатомии, а также историю и мифологию. Здесь же возникла практика рисования античных слепков.

 
Никола Пуссен
Четыре времени года. Осень
1660-1664
 

Академическая система упростила контроль власти над искусством, все сильнее вовлекая правящие классы в вершение судеб художников и определение путей, которыми следует развиваться изобразительному творчеству. Идея академии пришлась как нельзя кстати в абсолютистской Франции времен Людовика XIV, когда каждая сфера общественной жизни подвергалась государственной централизации. Здесь в 1648 г. появились академии архитектуры, живописи и скульптуры. В основу педагогической системы легли принципы Болонской академии: следование античным и возрожденческим идеалам, отказ от всего низменного и недостойного, идеализация натуры согласно классическим образцам. Так, через систему образования и социального одобрения академических художников классицизм прокладывал себе путь по Европе.

Клод Лоррен
Кампо Ваччино
1636
Кисть, которой водит художник, должна обмакиваться в разум:
о грифеле Аристотеля говорили, что он больше оставлял для мысли, чем для глаз.


Иоганн Иоахим Винкельман
 
Клод Лоррен
Эгерия оплакивает Нуму
1669
 

Классицизм был одним из последних стилей, в которых основную формообразующую роль играет архитектура. Классицистические архитектурные ансамбли с их строгим подражанием античным канонам стали воплощением абсолютистской власти и одновременно идеалов рационализма, а позже — просвещения. Более того, классицизм сыграл важнейшую роль в формировании облика многих европейских городов, ведь этот стиль, благодаря своей ясности и логичности, идеально подходил для решения масштабных градостроительных задач. Целые города застраивались согласно идеалам классицизма; одним из ярчайших примеров классицистического города стал Санкт Петербург.

Клод Лоррен
Гавань с виллой Медичи
1638

Вторая волна классицизма — неоклассицизм — возникла в Западной Европе во второй половине XVIII в. и была связана со взглядами эпохи Просвещения, утверждавшей главенство рациональности, а также с археологическими раскопками, которые велись на территории древнеримского города Помпеи, уничтоженного извержением Везувия в 79 г.. Находки и изучение множества античных памятников расширили представления об эпохе и привели к новому всплеску обожествления и идеализации античности. Важную роль в распространении знаний об этой эпохе сыграл труд немецкого искусствоведа и археолога Иоганна Винкельмана «История искусства древности» (1764), в котором ученый подчеркивал «превосходство греческого искусства над искусством других народов». Также в этот период основываются первые публичные музеи, получившие право авторитетного суждения об искусстве, и классицистические произведения получают еще одно институциональное подкрепление. Несмотря на практически неизменную идеологическую составляющую, неоклассицизм, в отличие от своего прямого предшественника, был не монархическим, а революционным. Неоклассицистическое искусство давало возможность художникам выразить свои гражданские идеалы, подав их в исключительно возвышенном ключе.

 
Жак-Луи Давид
Андромаха, оплакивающая Гектора
1783
 

С наступлением XIX в. живописный классицизм постепенно истощается, вырождаясь в салонный академизм, который создавал лишь видимость былых идеалов, был предельно оторван от жизни и сдерживал ход естественного развития искусства. В архитектуре же с началом правления Наполеона I воцарился стиль высокого (позднего) классицизма, или ампир, что значит «имперский». Эта архитектура, наследующая формы построек Древнего Рима имперского периода, имела своей целью возвеличивание власти правителя и всех его достижений. Угасание стиля колоссальных построек и монументальных мемориалов постепенно свело классицизм к пафосной и бессодержательной эклектике — смешению стилей. В большей степени к ней, нежели к классицизму как таковому, относится уже исключительно архитектурный стиль неогрек, просуществовавший вплоть до конца XIX в. и отличающийся тщательным археологическим подходом к воссозданию античных памятников или их деталей в современной городской застройке.

Жак-Луи Давид
Сапфо и Фаон
1809

Классицизм и следующие стили, продолжавшие его формальные и идейные принципы, оказали непревзойденное влияние на развитие европейского искусства, на долгое время определив его ценности и даже само восприятие художественного творчества как системы с четкими целями и правилами. Предельно рассудочные представления о красоте и гармонии, воспринимавшихся как что то вечное и практически не требующее изменений, привели, как бы то ни было, к появлению множества выразительных и не лишенных индивидуальности памятников во всех видах искусства. Особенное значение приобрела архитектура классицизма. Она поспособствовала упорядочиванию прежде хаотичной городской застройки, а также сделала классический античный ордер и вариации на его тему привычными для европейцев многих поколений. Рожденная классицизмом академическая система художественного образования позволила большему, чем прежде, числу людей овладеть необходимыми профессиональными навыками для творчества и помогла сделать первый шаг множеству художников, скульпторов и архитекторов. Даже ограничения, порожденные этой системой и достигшие с течением времени абсурдной степени, имели, в том числе и положительное влияние на развитие художественной культуры. Так или иначе они стимулировали неудовлетворенных академическими правилами художников к активному творческому поиску и обнаружению новых путей для искусства.

Оксана Киташова

 
Жак-Луи Давид
Мадам Рекамье
1800
Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра