Импрессионизм

Стиль в живописи
Авторы стиля
Стиль в странах
Стиль в шедеврах

История импрессионизма была недолгой, но она оказала сильное влияние на последующее развитие искусства. Это направление живописи появилось во второй половине XIX столетия во французской столице. Само название возникло случайно. «Импрессионистами» именовал художников-новаторов критик французского издания «Le Charivari» Луи Леруа, обыграв таким образом название увиденной им картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (фр. Impression, soleil levant). Господин Леруа дал несколько уничижительный оттенок этому определению, однако оно точно охарактеризовало художников и их искания и прочно закрепилось за ними, хоть сами они и не хотели так называться.

Импрессионизм практически явился революцией в искусстве. Он оспорил официальные взгляды на живопись и путем сложной и упорной борьбы добился признания.

Чтобы заявить о себе широкой публике и в профессиональных кругах, художникам в то время нужно было представить свои работы для участия в Салонах – официальных художественных выставках. Жюри Салонов исповедовало традиционные взгляды, продиктованные Академией изящных искусств, и не признавало иных путей.

 
Клод Моне
Впечатление. Восход солнца
1872
 

Многие картины отвергались жюри и не допускались к участию в Салоне, если не соответствовали определенным требованиям. Для авторов отбракованных работ это означало отсутствие признания и невозможность продавать свои произведения. Для многих из них финансовый вопрос был чрезвычайно актуален.

Не все художники были готовы мириться с этой ситуацией. Не все соглашались слепо следовать требованиям Академии. Многие интересовались проблемами иного толка и имели свое видение искусства. Они выбирали свой путь, отличный от принятого официальными кругами. Они серьезно изучали живопись, наблюдали за развитием современного искусства, обращались к опыту старых мастеров, копируя их произведения, и творили свое искусство, свою историю.

Клод Моне
Здание парламента в Лондоне
1904
Музы никогда не спорят, они целый день работают в одиночестве, 

а под вечер собираются вместе и танцуют, но не беседуют. 

Эдгар Дега
 
Эдгар Дега
Голубые танцовщицы
Конец XIX века
 

Своей задачей импрессионисты считали максимально реалистичное отображение окружающего мира таким, каким они видят его в момент написания картины. В сюжетном плане акцент был поставлен на важность сиюминутности настоящего и обыденности повседневного.

В 1860-х годах ищущие себя в искусстве художники стали собираться в парижском кафе Гербуа, где они обсуждали творческие вопросы, делились мнениями, спорили и решали волнующие вопросы. Во главе этих встреч был Эдуар Мане, пользовавшийся всеобщим уважением. Мане имел опыт участия и в официальных выставках. Художников нового толка сближало желание идти по выбранному ими пути и нарушить непоколебимый авторитет Академии, диктовавшей мастерам свои принципы и не признававшей за другим искусством права на существование.

Альфред Сислей
Барка во время наводнения в Пор-Марли
1876

В 1863 году официальный Салон вызвал бурное недовольство живописцев по причине отказа в участии большого количества произведений различных мастеров. Вследствие возникшей ситуации Наполеон III повелел организовать отдельную выставку и представить на ней картины, не прошедшие отбор жюри официального Салона. Тем самым справедливость могла быть восстановлена, и публика получала возможность познакомиться с произведениями искусства, ранее недоступными ее обозрению. Акция была беспрецедентной. Выставка получила название «Салон отверженных». В ней участвовали работы многих мастеров, в том числе Эдуара Мане, Камиля Писсарро и Поля Сезанна.

В 1873 году было организовано «Анонимное кооперативное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов». Через год прошла первая выставка Общества, после которой участвовавшие в ней художники и были впервые названы «импрессионистами» в статье Луи Леруа (1874). В ней участвовали Клод Моне, Поль Сезанн, Эдгар Дега, живописец английского происхождения Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и художница Берта Моризо. Они были уже достаточно сформировавшимися мастерами. Событие вошло в историю как Первая выставка импрессионистов.

 
Пьер-Огюст Ренуар
Лягушатник
1869
 
Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, 

там, где другие ничего не видят! Всё — прекрасно, достаточно 

лишь уметь присмотреться. 

Камиль Писсарро
Камиль Писсарро
Въезд в деревню Вуазен
1872

Уже упоминавшийся критик Луи Леруа увидел в импрессионистической живописи поругание художественной нравственности и отсутствие уважения к признанным мастерам. С точки зрения официального искусства так оно и могло быть. В художественных кругах и у публики живопись импрессионизма еще долго не находила понимания и признания. И многие импрессионисты, материально зависевшие от продажи картин, испытывали поэтому серьезные финансовые трудности.

Среди импрессионистов не было единства. Каждый из них шел по своему пути. Эдуар Мане, пользовавшийся авторитетом у художников, не относил себя к импрессионистам и не участвовал в их выставках. Всего состоялось восемь выставок Общества, состав участников которых отличался из года в год.

 
Эдгар Дега
Мисс Лала в цирке Фернандо
Около 1879
 

Во Второй выставке (1876) принимали участие Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Берта Моризо; от участия отклонился Поль Сезанн.

Третья выставка (1877) включила работы Клода Моне, Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Альфреда Сислея и Берты Моризо.

Четвертая выставка (1879) представляла произведения Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Клода Моне. К выставке присоединились Поль Гоген и художница Мэри Кэссет. Не участвовали Поль Сезанн, Альфред Сислей, Огюст Ренуар и Берта Моризо.

На Пятой выставке (1880) были показаны работы Эдгара Дега, Поля Гогена, Берты Моризо и Камиля Писсарро. Не представили свои произведения Огюст Ренуар, Клод Моне и Альфред Сислей.

Шестая выставка (1881) собрала работы Берты Моризо, Эдгара Дега, Камиля Писсарро и Поля Гогена. Не принимали участия Моне, Ренуар, Сезанн и Сислей.

В Седьмой выставке (1882) участвовали Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо и Поль Гоген.

Восьмая выставка импрессионистов (1886) стала последней. На ней были работы Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Берты Моризо, Поля Гогена и молодых Жоржа Сёра и Поля Синьяка, основателей неоимпрессионизма. Отказались от участия в выставке Моне, Ренуар и Сислей.

Берта Моризо
Колыбель
1872
Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, 

каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать

 в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же 

сюжетами снова и снова, и снова, четыре или даже шесть раз.

Клод Моне
 
Клод Моне
Вокзал Сен-Лазар
1877
 

Импрессионизм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства. С него начинали свой путь в искусстве мастера, в недалеком будущем основавшие новые направления.

Поль Синьяк вначале восхищался живописью Клода Моне. Жорж Сёра, отталкиваясь от опыта импрессионистов и основываясь на открытиях Шеврёля, стремился подвести импрессионизм под научную основу. Он не смешивал краски и наносил их на холст не мазками, а упорядоченно расположенными точками, расположенными близко друг к другу. При взгляде с расстояния они сливались и зрительно образовывали нужный цвет. Так родился неоимпрессионизм.

Камиль Писсарро
Площадь Французского театра в Париже
1898

Беря свое начало в импрессионизме, отошел от него и постимпрессионизм, представленный Полем Гогеном, Винсентом Ван Гогом, Анри де Тулуз-Лотреком и Полем Сезанном. Последний участвовал в выставках импрессионистов (не во всех), во встречах художников в парижском кафе Гербуа, но пошел своим путем.

Винсент Ван Гог испытал на себе влияние импрессионизма. Однако его интересовала не реалистичность отображения мира, а собственное индивидуальное его видение.

Постимпрессионист Поль Гоген также был связан с импрессионизмом на заре творческого пути. Он основал синтетизм – течение постимпрессионизма, уже приближающееся к символизму.

Последователи Поля Гогена, художники группы Наби, также тяготели к символизму.

Дарья Перова

 
Мэри Кэссетт
Няня, читающая маленькой девочке
1895
Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра