Барокко

Стиль в архитектуре
Стиль в скульптуре
Стиль в живописи
Авторы стиля
Стиль в странах
Стиль в шедеврах

Борокко – один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII веков.

Термин «барокко» предположительно происходит от португальского слова barroco (в буквальном смысле – жемчужина неправильной формы) и входит в употребление только в начале XVIII века, но используется для обозначения любого необычного и странного предмета или явления вообще. Со второй половины XIX века он применяется уже в сфере истории искусства и изначально связан преимущественно с архитектурой. В это время барокко воспринимается как период угасания и даже вырождения высокого ренессансного искусства.

Развитие культуры XVII века было связано со стремительно меняющейся картиной мира и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Великие географические и естественнонаучные открытия разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерном человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. В этих обстоятельствах человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности и уравновешенности. Возник новый художественный стиль – барокко.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Этот стиль пришел на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощренному субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды.

Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
      Тот пусть вооружится рисунком Рима,
      Движением и светотенью венецианцев
      И ломбардской сдержанностью колорита,
      Манеру мощную возьмёт от Микеланджело,
      От Тициана передачу натуры,
      Чистоту и величие Корреджиева стиля
      И строгую уравновешенность Рафаэля. 
               

Агостино Карраччи (Пер. А. Аристовой и С. Всеволожского)
 
Антонис ван Дейк
Бегство в Египет
Около 1630

Истоки барокко восходят к искусству Рима рубежа XVI-XVII веков, откуда стиль быстро распространяется во многие европейские страны. Первоначально он складывается в архитектуре, но вскоре охватывает и другие виды искусства – скульптуру, живопись, музыку, литературу, – в чем проявляется его мощный стилеобразующий потенциал и стремление к единству разных форм художественного выражения. Но достаточно сильной остается и тенденция к региональному и национальному своеобразию, благодаря которой на карте барочной Европы, от Испании до России, появляется множество значительных художественных центров. Хронологические рамки эволюции стиля в разных странах – разные, но в целом к середине XVIII века его вытесняет неоклассицизм, сформировавшийся как оппозиционное направление по отношению к барокко и появившемуся в XVIII веке стилю рококо.

Развитие барокко в XVII веке традиционно соотносится с идеями Контрреформации, влиянием Тридентского собора (1545-1563) и католической церкви на искусство - они привносят в его духовную сферу героическое начало и мистический спиритуализм. В реализации идейно-художественной программы церкви активную роль играет орден иезуитов, созданный в 1534 году в Париже. С его деятельностью связано появление многих выдающихся памятников архитектуры и живописи барокко. Можно выявить круг иконографических тем, характерных для барокко, рассматривая его как искусство Контрреформации: видения, апофеозы, экстазы, мученичества.

Но и в это время барокко не сводится только к религиозному аспекту и не исчерпывается идеями Контрреформации. А в XVIII веке эта социокультурная обусловленность стиля практически уходит, он приобретает более художественно-формальную природу, именно тогда барокко распространяется и в России.

Эпоха барокко отмечена повсеместно подъемом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. Искусство этого стиля отличается тематическим богатством и разнообразием, в нем находят широчайшее распространение, наряду с религиозными, мифологические сюжеты, герои, образы. Особенностью их трактовки является любовь барочных мастеров к метафоре, символу, аллегории, к энигматическому высказыванию в целом. Этим объясняются те важные функции, которые принадлежат в эстетике барокко категории «остроумия», понимаемой как «острота ума», способного создавать неожиданные загадки, нетривиальные сравнения, открывающие вещь совершенно в ином ракурсе. И в этом новом свете просматривается подлинная суть вещей.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

 
Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - Бог

Делакруа
Питер Пауль Рубенс
Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости
Около 1609

Литература:

Исторический лексикон. Европа. XVII век. М.: Директмедиа Паблишинг, Знание, 2008. CD-ROM

Лукичева К. История живописи в шедеврах. Т. II. - М.: AstraMedia, 2007. CD-ROM

Популярная художественная энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, Директмедиа Паблишинг, 2009. CD-ROM

Ткаченко А., Харман Д. Барокко. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2004. CD-ROM

Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. История мировой культуры. Часть I. М.: Директ-Медиа, 2015

Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра