Натюрморт

Жанр в странах
Жанр в шедеврах
  ...

Искусство пришло к полной деструкции жанра натюрморта как такового. Представители дальнейших течений в живописи XX века обращались к проблемам натюрморта с отсылками на классическую эпоху, но «тихая жизнь вещей» уже не находилась в фокусе внимания художников. В метафизической живописи предметы представали отчужденными друг от друга и изолированными от внешнего мира объектами. Например, в работах Джорджо Моранди («Метафизический натюрморт», 1918) изображаются отрешенные друг от друга объекты: кубы, шары, головы манекенов. Вещи лишаются функциональности и какой-либо ассоциативной связи между собой. Работы Карло Карра отмечены такой же таинственной безличностью, изображением манекенообразных фигур без лица («Заколдованная комната. Муза Метафизики», 1917, «Бюст», 1911). Сюрреалисты использовали парадоксальное сочетание форм, зрительную неустойчивость, изменчивость образов (Альберто Джакометти «Женщина-ложка», 1926). Постепенно натюрморт теряет всякие связи с реальностью и рассудочностью внешнего мира, становясь выразителем субъективной философии художника (Рене Магритт «Вероломство образов», «Это не трубка», 1928–1929; Сальвадор Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944, «Живой натюрморт», 1956). Действительность предметного мира подверглась сомнению, живописцы все чаще обращались к скрытому символизму образов, стирая границы живого и неживого. Вместе с тем нивелировалась значимость натюрмортного жанра в первоначальном смысле этого понятия.

Валерия Морозова


...
Дальнейший текст доступен по подписке. Чтобы получить доступ перейдите к оформлению подписки или авторизуйтесь.
Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра