Натюрморт

Жанр в странах
Жанр в шедеврах
...

Название жанра Описание Яркие представители
«Цветочный натюрморт» (нидерл. Bloemsstilleven) Получил широкое распространение одним из первых. Объект изображения – редкие растения, привезенные из экзотических стран как ботаническая сенсация. Подчеркивается увлечение Голландии цветоводством и садоводством. Роскошь цветовых решений, тщательная детализация, многоуровневое расположение цветов, иногда – включение в композиции раковин, насекомых, символов «vanitas» Ян Брейгель Старший (1568–1625), Якоб де Гейн Младший (1565–1629), Абрахам Босхарт (1573–1621), Амброзиус Босхарт Старший (1573–1621), семья Бочарт.

Ян Брейгель Старший

Маленький букет цветов в глиняном сосуде. 1599

«Завтраки», «десерты» Изображение как скромных голландских кушаний (выпечка, ветчина, сыр) так и претенциозных яств – деликатесы зажиточных горожан, вино, ягодные пироги, приготовленная дичь. Детали пиршества оставлены как будто ненадолго, имитация поспешно брошенных вещей. Основные приметы натюрмортов – недочищенный лимон, надкусанные булочки, столовый нож, устрицы, моллюски, сверкающие флейт-бокалы с вином, «кубки-наутилусы», графины с водой, залежавшаяся сельдь. В технике исполнения характерны многосложность фактуры, тщательная выписанность деталей, тонко подобранные взаимоотношения между предметами, небольшой формат. Флорис Герритс ван Схотен (1590–1655), Николас Гиллис (1580–1632), Флорис ван Дейк (1575–1651), первая художница-женщина в жанре натюрморта Клара Петерс (1594–1657), Рулоф Кутс (1593–1655)

Виллем Клас Хеда

Стол с десертом. 1637

«Монохромный», или «тональный, натюрморт» Основная тема изображения – скромные завтраки. Колорит картины выстраивался на множественных градациях одного цвета. Демократизм образов, усложненность композиционного решения, первостепенное значение логики и структуры изображения. Частый мотив курительной трубки, в то время курительные смеси имели популярность в Голландии. Питер Клас (1597–1661), Виллем Клас Хеда (1593/1594–1682), Франхойс Элаут (1596–1641), Геррит Виллемс Хеда (1620–1702), Ян Янс ден Эйл (1595–1640)

Виллем Клас Хеда

Завтрак с ежевичным пирогом. 1645

«Лавки», или кухонный натюрморт Во Фландрии распространился наиболее широко. Как правило, изображались огромные столы, поражающие изобилием товаров, заваленные дарами моря, хлебами, дичью. Характерны крупный формат, натурализм, нарастание предметного ряда, усложненная композиционная структура. Зачастую в такие натюрморты включены образы кухарок, рыночных торговок. В Голландии популярная тема – антураж кладовых с роскошной посудой и снедью, а также нищие крестьянские кухни. Франс Снайдерс (1579–1657), Флорис Герритс ван Схотен (1590–1655), Корнелис Якобс Делфф (1571–1643), Корнелис Питерс Бега (1632–1664), Питер де Блот (1601–1658)

Франс Снайдерс

Мясная лавка. 1630-е

Роскошный натюрморт Отличается изобильностью, очевидны поиски в области сложных цветовых соотношений. Величественный и динамичный натюрморт, утонченная живописная техника, подчеркнутая изысканность материалов. Интерес к сопоставлению и передаче выразительных фактур: сверкающее серебро, драгоценности, дельфтский фаянс, китайский фарфор, цветное венецианское стекло. Ян Давидс де Хем (1606–1684), Питер де Ринг (1615–1660), Франсуа Рейкхалс (1609–1647), Абрахам ван Бейерен (1620–1690), Виллем Калф (1619–1693), Питер Герритс Рустратен (1627–1698).

Абрахам Хендрикс ван Бейерен

Натюрморт. Около 1665

Охотничий натюрморт Спрос на данный вид натюрморта продиктован образом жизни буржуазии и средних слоев населения, излюбленным занятием которых долгое время оставалась охота. Это были, как правило, крупномасштабные полотна с охотничьими трофеями (зайцы, фазаны, лебеди) и небольшие форматы с изображением мелкой добычи (птицы). К произведениям добавлялся охотничий инструментарий в виде силков, ружей, перевязи. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Виллем ван Алст (1627–1683), Ян Баптист Веникс (1621–1661), Мельхиор де Хондекутер (1636–1695), Саломон ван Рейсдал (1603–1670), Корнелис Лелиенберг (1626–1676), Питер Харменс Верелст (1618–1678).

Ян Баптист Вееникс

Кошка и собака у туши оленя. Около 1647-1660

Рыбный натюрморт Успех мореплаваний и повсеместное распространение рыболовного дела упрочили популярность этой разновидности натюрморта. Живописные особенности: жесткий рисунок, выбор высокой точки зрения, серо-серебристый колорит, присутствие атрибутов рыбной ловли. Питер де Пюттер (1600–1659), Абрахам ван Бейерен (1621–1690), Исаак ван Дюйнен (1628–1677/1681)

Георг Флегель

Кладовая комната при свете свечи. Около 1630-1635

Эмблематический натюрморт Две темы – Vanitas («Суета сует») и Momento mori («Помни о смерти»). Философский подтекст, аллегорические намеки на бренность бытия и непостоянство всего сущего. Темная цветовая гамма, часто употребляемые символы смерти – череп, гниющие фрукты, Библия, погасшие свечи, кости, игральные карты – на фоне небрежно разбросанных атрибутов роскошной жизни. Подобный натюрморт с такой меланхолической окраской пользовался большой популярностью в Лейдене – интеллектуальном центре, университетском городе, где и превратился в особое направление. Якоб де Гейн Младший (1565–1629), Давид Байи (1584–1657), Питер Симонс Поттер (1597–1652), Хармен Стенвейк (1612 – после 1655), Ян Давидс де Хем (1606–1684), Мария ван Остервейк (1630–1693), Ян ван дер Хейден (1637–1712), Абрахам Сусенир (1620–1667)

Юриан ван Стрек

Натюрморт (Суета сует). Около 1670

«Обманки», иллюзионистический натюрморт Отдельная группа натюрмортов, создающих эффект картинной плоскости. Второе название: «trompe l’œil» (от французских слов «tromper» – обманывать и «l’œil» – глаз). Максимально реалистичное изображение письменных принадлежностей, бытовых мелочей, аксессуаров дамского туалета. Существовали «обманки» на охотничью тему, крестьянских завтраков, vanitas. Самюэл ван Хогстратен (1627–1678), Хейман Дюлларт (1636–1684), Антони Леманс (1631–1673), Йоханнес Леманс (1633–1688), Якоб Билтиус (1633–1681)

Самуэль ван Хогстратен

Натюрморт-обманка. 1666-1667


...
Дальнейший текст доступен по подписке. Чтобы оформить подписку перейдите в наш магазин или авторизуйтесь.
Показать еще
Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра