Анималистический жанр

Жанр в странах
Жанр в шедеврах
  ...

Античный мир, в отличие от других культур древности, стремился к передаче объемов и реалистичности в изобразительном искусстве. В связи с этим можно говорить о том, что в анималистике Древних Греции и Рима впервые отчетливо соединились художественное и естественнонаучное начала, которые впоследствии будут одинаково значимы для художников, обращающихся к изображению животных. Однако стремление зафиксировать образ животного и описать его не всегда сочеталось с реалистическим принципом изображения. В Средние века интерес к созданию бестиариев – иллюстрированных зоологических энциклопедий – не отменял того факта, что представления миниатюристов о внешнем виде и поведении многих существ были весьма ограниченными и искаженными, поскольку передавались из уст в уста или основывались на поверьях. Слоны, львы, киты, крокодилы и другие экзотические, а иногда и знакомые средневековым европейцам животные в бестиариях выглядят странно, а порой абсолютно неузнаваемо для современного зрителя (миниатюры из Абердинского бестиария: «Леопард», «Бобр», «Гадюки», «Пчелы», XII в.). Кроме того, с реальными существами на страницах этих справочников соседствуют мифические создания, такие как единороги, драконы, сатиры и проч. (миниатюры из Абердинского бестиария: «Сатир», «Козерог», «Бонакон», XII в.). Реальные и выдуманные животные интересовали средневековых людей не сами по себе, а как олицетворение «чистоты» или «порока», поскольку все происходящее в природе воспринималось как постоянное сражение добрых и злых сил. За пределами бестиариев в Средние века образы животных становились частью декоративной системы храмов, появляясь на капителях и рельефах фасадов, и в подавляющем большинстве случаев они имели символическое или аллегорическое значение. Часто изображались лев, бык и орел, символизирующие евангелистов Марка, Луку и Иоанна соответственно. Эти животные представлялись крылатыми, что подчеркивало их божественную природу (Тимпан «Королевского портала» Шартрского собора, 1150 г.). Другое символически значимое в средневековой Европе животное – овца. В качестве «Агнца Божьего» оно олицетворяло невинность и жертву Иисуса Христа, а в сюжете с Иисусом – добрым пастырем овцы приравнивались к пастве – приверженцам христианского вероучения (мозаики «Агнец Божий» в базилике Сан-Витале в Равенне, VI в. и «Христос – добрый пастырь» в мавзолее Галлы Плацидии, V в.). В раннехристианском искусстве, когда изображение Иисуса в человеческом облике было невозможно из-за гонений на христиан, распространилось символическое изображение Сына Божьего в виде рыбы (стела начала II в. с изображением рыбы). Возникновение этого образа связано с тем, что древнегреческое слово «ихтис» («рыба») совпадает с монограммой развернутого имени Христа на греческом (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).


...
Дальнейший текст доступен по подписке. Чтобы оформить подписку перейдите в наш магазин или авторизуйтесь.
Показать еще
Лента времени «Арт-Хронограф»
Знакомьтесь с произведениями мирового искусства, путешествуйте во времени в новом онлайн проекте.

Живопись Графика Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Книжная миниатюра