 |
|
...
Тем временем в Византии IX–XII веков формируется канон, регулирующий всю церковную жизнь, в том числе росписи. Кроме того, происходит образование иконографии, в основе которой лежит представление о достоверном отображении евангельских событий. Свод иконографических правил характеризуется исключительной четкостью – например, святых нужно писать в фас или три четверти, смотрящими на верующего. Сформировался порядок изображения внешности тех или иных святых, цвета одежд, в которую они должны быть облачены. Живопись отказывается от полутонов, а все основные цвета обретают символическое значение (красный цвет – символ Воскресения и торжества вечной жизни, зеленый – надежда и вечное обновление, белый – святость и чистота, золотой цвет обозначал Божественный свет и т.д.). Плоскостность фигур была призвана сделать их бестелесными, а активное использование позолоты – придать мистическое сияние, исходящее от потустороннего источника света. Изображение становится нацеленным на смотрящего, который является не просто зрителем, но молящимся. При этом святые изображаются вне времени, находящимися в ином мире, в то время как сцены из их жизни (на житийных иконах с клеймами) – в определенном времени и пространстве. После восстановления иконопочитания формируется также система росписи храма, главную роль в котором играют купол и апсида. В куполе изображают царящего над миром Христа (чаще всего – в образе Пантократора – Вседержителя), в барабане – пророков или апостолов, в апсиде – Богоматерь, отцов и учителей церкви. ...
|