 |
|
...
Пейзаж тогда представал попыткой переработки «бутафории» Средневековья, как выразился А. Бенуа в своем исследовании «История живописи всех времен и народов». Вплоть до XVI столетия пейзаж будет использоваться в качестве «заслонки», «декорации» к главному сюжету или герою картины.
Однако новые художественные открытия неизбежно влекли за собой подвижки в области пейзажного жанра, который становился столь же важным, сколь и сам сюжет картины. Уже в XV веке познание законов прямой перспективы, стремление к иллюзорной достоверности, изобретение камеры-обскуры, позволяющей создавать фотографически точные изображения, открыли возможность создавать эффект стереометрической объемности и пространственности на картинах. Этим активно пользовались художники названного столетия: Пьеро делла Франческа («Крещение Христа», «Открытие дерева Креста Христова», «Архитектурная ведута»), Ян ван Эйк («Мадонна канцлера Ролена», 1435, «Гентский алтарь», 1432), Робер Кампен («Рождество Христово», 1425, чьи панорамные, уходящие вдаль пейзажи окутаны таинственной дымкой. Эти захватывающие пейзажи порой привлекают больше внимания, чем центральные сюжеты. Они строились не по системе простого перечисления фигур, предметов и зданий, а уже со стремлением показать необъятность окружающего мира.
...
|