|
|
...
В Древней Греции как в колыбели современной цивилизации было заложено основное зерно последующей иконографии обнаженного тела. Архаический период являет нам два главных типа монументальной скульптуры: куросы (юноши) и коры (женщины). Куросы представляли собой достаточно отвлеченные образы атлетов, часто с выставленной вперед ногой по примеру древнеегипетских изваяний. Скованность движения, симметрия, оцепенелость, плоскостность объемно-пластической моделировки тел не соответствуют европейскому пониманию красоты. Однако основной интенцией скульпторов тех веков было соответствие законам математических пропорций и ясности формы, и соблюдение этих норм служило главным подтверждением божественной эстетики. Куросы как воплощение Аполона, бога справедливости (sol justitiae), в первую очередь должны были быть идеальными и ясными, а затем уже прекрасными (Аполлон Тенейский, аттическая статуя, VI век до н. э.; «Кора в пеплосе», около 530 до н. э.).
Древние коры не иллюстрируют нам систему изогнутых линий, выработанную в классическую эпоху. Их красота эстетически «не отредактирована», черты лица со свойственной «архаической улыбкой» почти не отличимы от мужских. Единственные допустимые декоративные качества – это богатство прически и украшений, символизирующих статус заказчика.
...
|