Жанр в странах
Жанр в шедеврах
|
...
Название жанра |
Описание |
Яркие представители |
«Цветочный натюрморт» (нидерл. Bloemsstilleven) |
Получил широкое распространение одним из первых. Объект изображения – редкие растения, привезенные из экзотических стран как ботаническая сенсация. Подчеркивается увлечение Голландии цветоводством и садоводством. Роскошь цветовых решений, тщательная детализация, многоуровневое расположение цветов, иногда – включение в композиции раковин, насекомых, символов «vanitas» |
Ян Брейгель Старший (1568–1625), Якоб де Гейн Младший (1565–1629), Абрахам Босхарт (1573–1621), Амброзиус Босхарт Старший (1573–1621), семья Бочарт. |
Ян Брейгель Старший
Маленький букет цветов в глиняном сосуде. 1599 |
«Завтраки», «десерты» |
Изображение как скромных голландских кушаний (выпечка, ветчина, сыр) так и претенциозных яств – деликатесы зажиточных горожан, вино, ягодные пироги, приготовленная дичь. Детали пиршества оставлены как будто ненадолго, имитация поспешно брошенных вещей. Основные приметы натюрмортов – недочищенный лимон, надкусанные булочки, столовый нож, устрицы, моллюски, сверкающие флейт-бокалы с вином, «кубки-наутилусы», графины с водой, залежавшаяся сельдь. В технике исполнения характерны многосложность фактуры, тщательная выписанность деталей, тонко подобранные взаимоотношения между предметами, небольшой формат. |
Флорис Герритс ван Схотен (1590–1655), Николас Гиллис (1580–1632), Флорис ван Дейк (1575–1651), первая художница-женщина в жанре натюрморта Клара Петерс (1594–1657), Рулоф Кутс (1593–1655) |
Виллем Клас Хеда
Стол с десертом. 1637 |
«Монохромный», или «тональный, натюрморт» |
Основная тема изображения – скромные завтраки. Колорит картины выстраивался на множественных градациях одного цвета. Демократизм образов, усложненность композиционного решения, первостепенное значение логики и структуры изображения. Частый мотив курительной трубки, в то время курительные смеси имели популярность в Голландии. |
Питер Клас (1597–1661), Виллем Клас Хеда (1593/1594–1682), Франхойс Элаут (1596–1641), Геррит Виллемс Хеда (1620–1702), Ян Янс ден Эйл (1595–1640) |
Виллем Клас Хеда
Завтрак с ежевичным пирогом. 1645 |
«Лавки», или кухонный натюрморт |
Во Фландрии распространился наиболее широко. Как правило, изображались огромные столы, поражающие изобилием товаров, заваленные дарами моря, хлебами, дичью. Характерны крупный формат, натурализм, нарастание предметного ряда, усложненная композиционная структура. Зачастую в такие натюрморты включены образы кухарок, рыночных торговок. В Голландии популярная тема – антураж кладовых с роскошной посудой и снедью, а также нищие крестьянские кухни. |
Франс Снайдерс (1579–1657), Флорис Герритс ван Схотен (1590–1655), Корнелис Якобс Делфф (1571–1643), Корнелис Питерс Бега (1632–1664), Питер де Блот (1601–1658) |
Франс Снайдерс
Мясная лавка. 1630-е |
Роскошный натюрморт |
Отличается изобильностью, очевидны поиски в области сложных цветовых соотношений. Величественный и динамичный натюрморт, утонченная живописная техника, подчеркнутая изысканность материалов. Интерес к сопоставлению и передаче выразительных фактур: сверкающее серебро, драгоценности, дельфтский фаянс, китайский фарфор, цветное венецианское стекло. |
Ян Давидс де Хем (1606–1684), Питер де Ринг (1615–1660), Франсуа Рейкхалс (1609–1647), Абрахам ван Бейерен (1620–1690), Виллем Калф (1619–1693), Питер Герритс Рустратен (1627–1698). |
Абрахам Хендрикс ван Бейерен
Натюрморт. Около 1665 |
Охотничий натюрморт |
Спрос на данный вид натюрморта продиктован образом жизни буржуазии и средних слоев населения, излюбленным занятием которых долгое время оставалась охота. Это были, как правило, крупномасштабные полотна с охотничьими трофеями (зайцы, фазаны, лебеди) и небольшие форматы с изображением мелкой добычи (птицы). К произведениям добавлялся охотничий инструментарий в виде силков, ружей, перевязи. |
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Виллем ван Алст (1627–1683), Ян Баптист Веникс (1621–1661), Мельхиор де Хондекутер (1636–1695), Саломон ван Рейсдал (1603–1670), Корнелис Лелиенберг (1626–1676), Питер Харменс Верелст (1618–1678). |
Ян Баптист Вееникс
Кошка и собака у туши оленя. Около 1647-1660 |
Рыбный натюрморт |
Успех мореплаваний и повсеместное распространение рыболовного дела упрочили популярность этой разновидности натюрморта. Живописные особенности: жесткий рисунок, выбор высокой точки зрения, серо-серебристый колорит, присутствие атрибутов рыбной ловли. |
Питер де Пюттер (1600–1659), Абрахам ван Бейерен (1621–1690), Исаак ван Дюйнен (1628–1677/1681) |
Георг Флегель
Кладовая комната при свете свечи. Около 1630-1635 |
Эмблематический натюрморт |
Две темы – Vanitas («Суета сует») и Momento mori («Помни о смерти»). Философский подтекст, аллегорические намеки на бренность бытия и непостоянство всего сущего. Темная цветовая гамма, часто употребляемые символы смерти – череп, гниющие фрукты, Библия, погасшие свечи, кости, игральные карты – на фоне небрежно разбросанных атрибутов роскошной жизни. Подобный натюрморт с такой меланхолической окраской пользовался большой популярностью в Лейдене – интеллектуальном центре, университетском городе, где и превратился в особое направление. |
Якоб де Гейн Младший (1565–1629), Давид Байи (1584–1657), Питер Симонс Поттер (1597–1652), Хармен Стенвейк (1612 – после 1655), Ян Давидс де Хем (1606–1684), Мария ван Остервейк (1630–1693), Ян ван дер Хейден (1637–1712), Абрахам Сусенир (1620–1667) |
Юриан ван Стрек
Натюрморт (Суета сует). Около 1670 |
«Обманки», иллюзионистический натюрморт |
Отдельная группа натюрмортов, создающих эффект картинной плоскости. Второе название: «trompe l’œil» (от французских слов «tromper» – обманывать и «l’œil» – глаз). Максимально реалистичное изображение письменных принадлежностей, бытовых мелочей, аксессуаров дамского туалета. Существовали «обманки» на охотничью тему, крестьянских завтраков, vanitas. |
Самюэл ван Хогстратен (1627–1678), Хейман Дюлларт (1636–1684), Антони Леманс (1631–1673), Йоханнес Леманс (1633–1688), Якоб Билтиус (1633–1681) |
Самуэль ван Хогстратен
Натюрморт-обманка. 1666-1667 |
...
|
Показать еще
|