 |
|
...
Настоящий подъем бытового жанра произошел в XIX веке с развитием реализма, когда художники во многих европейских странах взяли на себя роль социальных критиков и вместе с тем ратовали за демократизацию искусства. Быт представителей низших слоев общества ранее появлялся в искусстве чаще всего с чертами идеализации или экзотизации, что делало его более привлекательным и интересным для заказчиков из высших классов. Теперь же крестьяне, рабочие, нищие, военнопленные и прочие люди, чьим тяготам жизни ранее не уделяли особого внимания, оказались под прицельным взглядом художников. Их быт больше не демонстрировался как нечто поэтическое, беззаботное и само собой разумеющееся. Важным сюжетом стал труд, который старались показывать максимально честно. Социальная несправедливость и все связанные с ней невзгоды и страдания, а также частые в те времена народные волнения находили свое отражение на холстах мастеров разных стран. Во Франции эти темы проявились в творчестве таких художников, как Оноре Домье («Вагон третьего класса», 1862, «Восстание», 1848), Гюстав Курбе («Веяльщицы»,1853), Жан-Франсуа Милле («Сеятель», 1850, «Собирательницы колосьев», 1857), в России – Алексей Венецианов («На пашне. Весна», 1820-е, «Гумно», 1821), в Германии трудовая жизнь народа была затронута в работах Адольфа Менцеля («Железопрокатный завод», 1875) и Вильгельма Лейбла («Заначка», «Три женщины в церкви», 1881), в Италии – в произведениях Телемако Синьорини («Уличная сценка») и других художников группы «Маккьяйоли». ...
|