|
|
...
Нетипичный для своего времени взгляд на войну представлен в серии офортов французского графика Жака Калло «Большие бедствия войны» (1633). На 18 листах художник изобразил атаки на мирные поселения, сцены мародерства, публичные казни, солдат, чьи тела изувечены войной. Этот цикл считается первым в истории европейского искусства антивоенным произведением, положившим начало возможности критического взгляда на войну и потеснившим линию работ, ее воспевающих. В это время на севере Европы создавались произведения, в которых художники предпочитали изображать веселые стороны военной жизни, происходящие за пределами самих сражений или их последствий. Картины голландцев, запечатлевшие типичное времяпрепровождение солдат на отдыхе, оказываются ближе к бытовому жанру, нежели к батальному (Якоб Дук «Солдаты, играющие в карты в караулке» (1650-е), «Солдаты и девушки» (ок. 1650)). Отдельное внимание голландских мастеров в это время получили также морские баталии, роль которых резко возросла в эпоху Великих географических открытий. В XVII столетии разрушительная сила сражений на воде значительно превышала ту, которой могла достичь артиллерия на суше (Виллем ван де Велде «Взятие в плен кораблей во время четырехдневного морского сражения 1666 г.» (вт. пол. XVII в.), «Орудийный залп» (1680)). ...
|