 |
|
...
XX век с его войнами, охватившими весь мир, коренным образом видоизменил батальный жанр, разделив его на две противоположные линии. Одна из них, существовавшая во имя подъема народного духа перед лицом опасности, продолжала работать на представление о войне как о подвиге и деле первостепенной важности, прославляя военные заслуги народа в пафосном, героическом ключе (Александр Александрович Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), А. А. Казанцев, И. А. Серебряный, В. А. Серов «Прорыв блокады 18 января 1943 года» (1943)). Вторая же заостряла внимание на том, что войны привели мир в состояние кризиса, превратили его в безграничную кровавую бойню (Феликс Валлотон, серия «Это война», 1916). Чаще всего подобные идеи транслировали представители авангардных направлений в искусстве. Так, например, главным антивоенной работой века считается абстрактная, но от этого не менее жуткая «Герника» Пабло Пикассо (1937). После завершения Второй мировой войны боевые действия в искусстве стали освещаться исключительно в критическом свете, а батальный жанр как таковой утратил свою популярность. Искритикует войну, и батальные произведения теперь создаются лишь в гротескном виде (Братья Чепмен «Ад» (2000)).
Оксана Киташова ...
|