 |
|
...
Зверь – центральный персонаж доисторического искусства. Первобытные общества, существовавшие по всему миру, оставили после себя множество наскальных изображений. Многочисленные образы бизонов, зубров, быков, лошадей, оленей, медведей, пещерных львов, носорогов, пантер, обнаруженные на стенах каменных пещер по всему миру, демонстрируют значение, которое имели животные для людей (пещера Шове, 34 тыс. лет до н. э.; пещера Ляско, 18–15 тыс. лет до н. э.; пещера Альтамира, 15–8 тыс. лет до н. э.). Исследователи пещерных росписей полагают, что для доисторических людей подобные изображения были частью тотемного культа, подразумевающего веру в происхождение племени от того или иного животного и предполагающего поклонение ему.
Тотемизм же лег в основу так называемого звериного стиля – распространенных по всему миру практик создания декоративно-прикладных предметов, в которых изображения животных максимально приближены к орнаментальным мотивам, но при этом достоверно передаются особенности телесного образа зверей и птиц, характер их движений. Первые примеры произведений в зверином стиле относятся к бронзовому веку и датируются V тысячелетием до н. э. Археологическая культура, к которой относятся древнейшие находки (Майкопская), дает примеры использования образов животных – лошадей, кабанов, птиц – в оформлении нашивных украшений, сосудов и в самостоятельных фигурках (Скульптурная фигурка быка с отверстием в спине, сер. III тыс. до н. э.). Появление изделий с теми или иными животными свидетельствует об их существенной роли в мифологии, верованиях и культовых практиках культуры.
...
|