|
|
...
Из первобытных времен обожествление животных перешло в культуры древних цивилизаций. Искусство Древнего Египта, ритуальное по своей сути, богато изображениями животных. Многие боги обширного древнеегипетского пантеона представляли собой гибридных существ, совмещающих черты людей и животных. В рельефах и росписях храмов и гробниц, в монументальной и декоративной скульптуре, на папирусных свитках, а также в оформлении предметов быта постоянно встречаются образы животных, олицетворяющих то или иное божество. Боги и богини Древнего Египта могли изображаться с телом человека и головой животного или же полностью в виде животного, иногда в образе божества смешивались черты разных животных. Бог мумификации, проводник умерших в загробный мир Анубис принимал облик шакала, бог неба и солнца Гор – сокола, покровительница рождения Тауэрт изображалась как самка гиппопотама с львиными ногами, а богиня радости, веселья и любви Бастет – в виде кошки (статуя бога Анубиса, Новое царство, II тыс. до н. э.; Статуя бога Хора в образе сокола, Греко-римский период, IV в. до н. э. – первые века н. э.; статуэтка богини Бастет в образе кошки, Позднее царство, 26 династия, VII–VI вв. до н. э.). Помимо богов, в египетском искусстве образом животных наделялись и некоторые абстрактные идеи и явления. Например, одна из составных частей души – ба – в изображениях суда Осириса представала в виде птицы с головой человека, летающей неподалеку от сердца умершего (Папирус с иллюстрациями «Книги мертвых», XX–XXI династии, XII–X вв. до н. э.). Среди священных для египтян видов встречались не только звери и птицы, но и насекомые: самым популярным амулетом была фигурка жука-скарабея, который почитался как одна из ипостасей бога солнца (Амулет – крылатый скарабей, I тыс. до н. э.). ...
|