 |
|
...
В XVII веке происходит разделение жанров изобразительного искусства, выстраивается их иерархия, в которой анималистика занимает далеко не первое место, деля с натюрмортами и бытовыми сценами титул «низших» жанров. Тем не менее, в Европе, в частности в Голландии, появляются мастера, специализирующиеся на изображении животных, чьи произведения пользовались большим спросом на рынке. Анималистический жанр представлял собой поджанр пейзажной живописи, где изображение природы дополнялось фигурами животных, смещавших внимание зрителя на себя. Такие картины встречаются в творчестве Альберта Кейпа и Паулюса Поттера, которым удавалось точно подмечать породу животных, строение их тел и характерные позы (Альберт Кейп «Коровы на берегу реки», 1650; Паулюс Поттер «Молодой бык», 1647, «Кони на лугу», 1649). Предельная естественность изображенных сельскохозяйственных животных вызывала у зрителей прямые ассоциации с эпизодами их собственной жизни, со сценами, увиденными в родной природе. Поттер неоднократно писал и сцены охоты, которые вскоре станут основным полем для развития анималистического жанра. Интересна его работа «Наказание охотника» (1647), где небольшие сценки с охотой на разных зверей – дикую козу, медведя, волка, льва, леопарда, обезьян, буйвола – окружают два центральных изображения, демонстрирующие фантазийные сцены с расправой диких зверей над охотником и его собакой и празднованием этого события. Голландская художница Сибилла Мериан считается родоначальницей ботанического рисунка. Ее точнейшие иллюстрации показывают не только скрупулезно детализированные растения, но и насекомых – класс, которому до нее едва ли уделялось внимание в искусстве. Яркие рисунки Мериан рассказывают зрителю обо всех стадиях жизни разнообразных бабочек и гусениц, а также знакомят с экзотическими насекомыми, запечатленными художницей во время своего путешествия в Суринам (Metamorphosis insectorum surinamensium, 1705). ...
|